Вышивка. Цвета и тона в природе | Время для семьи
     
   
     

Вышивка. Цвета и тона в природе

Автор: admin, 24 Март 2009

Вышивка. Цвета и тона в природеВсе цвета разделяются на две группы: ахроматические (бесцветные или нейтральные) и хроматические (спектральные).

Разнообразные цветовые оттенки в природе — цвет неба, листьев растений и их цветков, крыльев насекомых, перьев птиц и т. д. складываются из небольшого числа основных цветов солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Хроматические или спектральные цвета характеризуются тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Цветовой тон характеризуется отношением цвета к его оттенкам (от самого темного до самого светлого), а также различных цветов друг к другу. Синий, желтый, красный, зеленый цвета отличаются друг от друга своими тонами. Разницу в цветовом тоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски: желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтый, оранжево-желтый, желто-зеленый). Человеческий глаз способен воспринимать до 400 различных оттенков.

Светлота цвета — это относительная близость его к белому цвету. Так, различаются светлотой голубой и синий цвета, салатовый и зеленый.

Насыщенность цвета — это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета. Чем ярче взят Цвет, тем он насыщеннее по сравнению с серым. Наиболее чистыми и насыщенными являются цвета спектра.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Красные, желтые, оранжевые тона, напоминающие цвет огня, накаленных тел, солнца, относятся к теплым; голубые, синие, синевато-зеленые, ассоциирующиеся с воздушным пространством, льдом,— к холодным. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка теплого или холодного цвета. Так, красный цвет может быть холодным, если он с сиреневым оттенком, зеленый — теплым, если с желтоватым оттенком, фиолетовый — холодным с синеватым оттенком и теплым — с красноватым. Теплые насыщенные тона привлекают больше внимания и воспринимаются человеческим глазом, как выступающие вперед, приближающиеся, а холодные создают впечатление отдаленности предмета. Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, а наибольшим удаляющим — синий. Пользуясь этим свойством цветов, вышивальщица может сделать узор более четким, объемным. Фон для вышивки выбирают отступающим, менее ярким, а рисунок вышивают выступающими тонами. Следует помнить, что рисунок является основным элементом, а фон — второстепенным.

При подборе цветов нужно учитывать, как будет смотреться вышивка на расстоянии. Расположенные рядом различные цвета, например красный, желтый, белый, на большом расстоянии будут казаться общим оранжевым пятном. Поэтому при вышивании надо учитывать это кажущееся изменение отдельного цвета.

Существуют и такие понятия, как легкость и тяжесть цвета. Тяжелыми цветами чаще всего бывают темные, насыщенные, теплые, легкими — светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжелыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися воздушными. Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка, будь то пейзаж, букет цветов или орнамент, была тяжелей верхней.

В вышивке должна быть выдержана цветовая гармония (закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета). Проблема цветовой гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Но на цветовые предпочтения и понятия о цветовой гармонии самое большое влияние оказывает природа.

Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое бы подчинялось общему (среднему) тону. Иными словами, нужно, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не двигался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали.

Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания свететлых и темных тонов одного цвета (оттенков), например фиолетового и сиреневого. Хорошо сочетаются светлые тона — розовый, голубой, светло-зеленый и т. д. — с белым. Сочетания темных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще с черным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с темно-зеленым, синим, фиолетовым черный приобретает грязноватый оттенок. На белом все цвета темнеют и хорошо выделяются. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные — рядом со светлыми.

Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное соотношение цветов. Зеленый цвет на красном фоне — сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление.

Основной цвет Цвета сочетания Примеры из живой природы
Красный Черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего Бабочки (крапивница, адмирал, многоцветница, траурница)
Синий Серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, золотистый, небольшое количество красного Бабочки (голубянка, ленточница голубая, василек синий)
Желтый Коричневый, бежевый, черный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый Бабочки (махон, подалирий, медведица, желтушка)
Зеленый Темно-желтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, желтый, оранжевый, золотистый, черный, кремовый Цветки ириса желтого, калужницы, листья многих растений
Фиолетовый Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, желтый, золотистый, черный Растение Иван-да-марья, бабочка переливница, цветок водосбора
Коричневый Бежевый, черный, желтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый Бабочки (ленточница желтая, бражник сиреневый), оса

Рубрика: Рукоделие

Комментарии закрыты.

  наверх